Вторник, 2017-05-23, 9:36 PM
 
Начало Каталог статей Регистрация Вход
Вы вошли как "Гость" · RSS
Меню сайта




Победоносцев [5]
Иван Ильин [2]
Русские Императоры [1]
Статистика [3]
Русские Цари [4]



Каталог статей
» Статьи » Монархия » Русские Цари

Царь и Великий Князь всея России Михаил Феодорович
Царь и Великий Князь всея России Михаил Феодорович - первый Государь из Династии Романовых, родился 12 июня 1596 года. По восшествии на трон Царя Бориса Род Романовых, как ближайший к престолонаследию за Годуновыми, был подвергнут преследованию. Родителей Михаила Феодоровича - Феодора Никитича и Ксению Ивановну (урожденную Шестову) - насильственно постригли в монашество.

Малолетний будущий Царь до смерти Царя Бориса и падения Династии Годуновых в 1605 году воспитывался родственниками, а потом находился при своей матери инокине Марфе. После изгнания польских интервентов в Москве состоялся Великий Земский и Поместный Собор 1613 года, на котором встал вопрос об определении личности Законного Царя. 21 февраля Михаил Феодорович Романов, благодаря ближайшему родству по женской линии с угасшей Династией Рюриковичей был призван на Царство по настоянию служилого дворянства, казачества и простого народа, воспрепятствовавших высшей аристократии установить выборную монархию по польскому образцу. Соборная Грамота, разосланная во все концы русской земли, гласила: "Заповедано, чтобы Избранник Божий Царь Михаил Феодорович Романов был Родоначальником Правителей на Руси из рода в род с ответственностью в своих делах перед единым Небесным Царем. А кто же пойдет против сего Соборного Постановления - Царь ли, Па-триарх ли, и всяк человек - да проклянется такой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы".
14 марта 1613 года посольство Собора, возглавлявшееся епископом Рязанским Феодоритом, келарем Троице-Сергиева монастыря Авраамием (Палицыным) и И. Шереметевым в костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре повергло к стопам молодого Государя просьбу принять власть.
11 июня 1613 года Царь Михаил I венчался на Царство. В самом начале своего правления Государь должен был прилагать немало усилий для изживания наследия Смутного Времени. Перед ним стояли вопросы окончательного изгнания польских и шведских оккупантов, возвращения отторгнутых исконно русских земель, разгрома бунтовщиков и самозванцев, преодоления экономической разрухи и упрочения положения России и своей Династии на международной арене. С 1619 года надежной опорой Царю стал его отец - Митрополит Филарет, возвратившийся из польского плена и вскоре избранный Патриархом. Царю Михаилу I пришлось вести несколько войн - с Польшей и Швецией. В числе важнейших достижений царствования стоят возвращение области Новгорода, заключение мира с Польшей и Швецией, отказ от претензий на Российский Престол со стороны иностранных претендентов, усовершенствование внутреннего законодательства, учреждение особого Приказа "Что на сильных бьют челом" для пресечения злоупотреблений администрации, значительное восстановление экономического благосостояния. Однако, сил для возвращения Смоленска, за который шла упорная борьба, и других русских областей у России еще не было.

Царь Михаил I был женат дважды. Первая супруга - Царица Мария Владимировна (урожденная княжна Долгорукова) скончалась в 1625 году, а вторая - Царица Евдокия Лукьяновна (урожденная Стрешнева) родила 10 детей и умерла спустя пять недель после смерти своего мужа и Государя. Царь Михаил I почил 13 февраля 1645 года и погребен в Архангельском соборе Московского Кремля, рядом со своими Царственными Предшественниками из Дома Рюриковичей.

Литература: Морозова Л.Е. Михаил Фёдорович// Демидова Н.Ф., Морозова Л.Е., Преображенский А.А. Первые Романовы на российском престоле. М., 1996. С. 8-83

По материалам сайта http://www.private.peterlink.ru/asorokin/portrets1.htm

ЦАРСТВО ЦАРЯ ГОСУДАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ МИХАИЛА ФЕОДОРОВИЧА ВСЕЯ РУСИИ В ЛЕТО 7121

Приидоша же изо всех городов, из монастырей к Москве Митрополиты, Архиепископы и изо всех чинов всякие люди, и начаша избирати Государя, и многое было волнение всяким людям, кийждо бо хотяше по своей мысли деяти, и кийждо про кого говоряше, не вспомянув бо Писание, яко Бог не токмо царство, но и власть кому хочет, тому даст, и кого Бог призовет, того и прославит. Бывшу же волнению великому, и никто ж не смеяше проглаголати еже что кто и хотяше сделати, коли Богу чему не повелевшу, и не угодно Ему бысть. Богу же призревшу на православную Христианскую веру, и хотящу утвердити на Российском государстве благочестивый корень, якоже издревле Израилтейскому роду царя Саула: тако убо и на наши слезы призре Бог, и даде нам праведного Государя; род бо праведных благословится, рече Пророк: и семя бо их в благословении будет. Тако благослови Бог и прослави племя и сродство Царское достохвальнаго и Святого блаженныя памяти Царя, Государя и Великого Князя Феодора Иоанновича всея России племянника, благоверного и Богом избранного, и Богом соблюдаемого от всех скорбей Царя, Государя, и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России Самодержца, сына Великобоярскаго рода, Боярина Феодора сына Никитича Юрьева, и положися во все люди мысль, не токмо в Велможи, или в служилые люди, но и в простые все православныя Хриетияны и в сущие младенцы; и возопиша все велегласно, что любовен нам на Московское государство Михаила Феодорович Юрьев. В той же день бысть радость велия на Москве, и пойдоша в Соборную церковь Пречистыя Богородицы, и пеша молитвы со звоном и со слезми, и бяше радость велия, яко из тьмы человецы изыдоша на свет; и кто может судьбы Божия испытати; инии убо подкупахуся, и засылаху, хотяше взойти на такую степень. Богу же тако не изволившу. Он же благочестивый Государь того и в мыслях не имеяше и не хотяше, бывшу убо ему в то время у себя в вотчине, и не ведавшу того, да Богу он угоден бысть, и за очи помаза его Бог елеем святым, и нарече его Царем.

из «Летописи о многих мятежах»


ЗАПИСЬ, РАЗОСЛАННАЯ ОТ МОСКОВСКОГО ЗЕМСКОГО СОБОРА ВО ВСЕ РОССИЙСКИЕ ГОРОДА ДЛЯ ПРИВЕДЕНИЯ ПО ОНОЙ ВСЯКОГО ЧИНА И ЗВАНИЯ ЛЮДЕЙ К ПРИСЯГЕ В ВЕРНОСТИ ИЗБРАННОМУ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ГОСУДАРЕМ МИХАИЛУ ФЕОДОРОВИЧУ
1613, в феврале.

Целую сей Святый Животворящий Крест Господень Государю своему Царю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу всея Русии, и его Царице и Великой Княгине и их Царским детям, которых им Государям Бог даст, на том:
Служити мне ему Государю своему и прямить и добра хотеть во всем безо всякия хитрости; а опричь его, Государя, на Владимирское и на Московское Государство и на все Великия Государства Российского Царствия иного Государя из иных Государств, Литовского и Немецкого Короля и Королевичев и Царей и Царевичев из иных земель, и из Руских родов никого, и Маринки и сына ея на Московское Государство не хотети и Государства под ним Государем не подыскивати. А где велит Государь быти на своей Государеве службе, и мне, будучи на его Государеве службе, ему Государю служити, и с недруги его с Крымскими и с Ногайскими и с Литовскими и с Немецкими людьми и с изменники битися за него Государя, не щадя головы своей до смерти, и в Крым и в Литву и в Немцы и в иныя ни в которыя Государства не отъехати, и с изменники его Государевы не ссылатись, и ни в чем ему Государю не изменити никоторыми делы и никоторою хитростию и к воровству ни к которому не пристать.

Также мне во всем Государева Царева и Великого князя Михаила Феодоровича всея Русии здоровья оберегати и ему Государю никоторого лиха не мыслити; а где уведаю или услышу на Государя своего Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии в каких людях скоп или заговор или иной какой злой умысл, и мне за Государя своего Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии с теми людьми битись, и будет мочь сяжет, и мне их переимае привезти ко Государю; а будет за которыми мерами тех людей поимати не мочно, и мне про тот скоп и заговор сказати Государю или его Государевым боярам и ближним людям.
Также мне, кто не станет Государю Царю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу всея Русии служить и прямить, и мне с ними битися, что с неприятели своими, до смерти.

Также мне самоволством, без Государева Царева и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии указу и ведома, ничего не делати, и скопом и заговором ни на кого не приходити, и никого не грабити и не побивати, и никакого дурна никому не чинити, и во всем ему Государю своему Царю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу всея Русии служити и прямити и добра хотети безо всякия хитрости, по сему крестному целованью.
Целую сей Святый Животворящий Крест Господень на том на всем, как в сей записи писано.

УТВЕРЖДЕННАЯ ГРАМОТА ВЕЛИКОГО МОСКОВСКОГО СОБОРА (21 февраля 1613 года)

Послал Господь Бог Свой Святый Дух в сердца всех православных христиан, яко едиными усты вопияху, что быти на Владимирском и Московском и на всех Государствах Российского Царства, Государем, Царем и Великим Князем всея Руси Самодержцем, Тебе, Великому Государю Михаилу Федоровичу...

Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея России Самодержца, за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царские Дети, которых Им, Государям, впредь Бог даст, души свои и головы положили и служили Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами.

Заповедано, чтобы избранник Божий, Царь Михаил Федорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с собственностью в Своих делах перед Единым Небесным Царем.

И кто же пойдет против сего Соборного постановления — Царь ли, патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святой Троицы.

И иного Государя, помимо Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея России Самодержца, и Их Царских Детей, которых Государям, впредь Бог даст, искати и хотети иного Государя из каких людей ни буди, или какое лихо похочет учинити, то нам боярам, и окольничьим, и дворянам, и приказным людям, и гостем, и детям боярским и всяким людям, на того изменника стояти всею землею за один.

Прочтоша сию Утвержденную Грамоту на Великом Российском Соборе, и выслушав на большее во веки укрепление — быти так во всем по тому, как в сей Утвержденной Грамоте писано. А кто убо не похощет послушати сего Соборного Уложения, его же Бог благослави, и начнет глаголати ино, и молву в людях чинити, то таковой, аще от священных сину, и от бояр, царских синклит и воинских, или ин кто от простых людей, и в каком чину ни буди; по священным правилам Святых Апостол и Вселенских седми Соборов — Святых Отец, и Поместных, и по Соборному Уложению всего извержен будет, и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Таин приобщения, яко раскольник Церкви Божией и всего православного христианства, мятежник и разоритель Закону Божию, а по Царским Законам месть восприимет, и нашего смирения и всего освященного Собора, не буди на нем благословения от ныне и до века. Да будет твердо и неразрушимо в будущая лета в роды и роды, и не прейдет ни едина черта от написанных в ней.

А на Соборе были Московского Государства изо всех городов Российского Царства власти: митрополиты, епископы и архимандриты, игумены, протопопы и весь освященный Собор, бояре и окольничие, чашники и стольники и стряпчие, думные и дияки и жильцы, дворяне большие и дворяне из городов, дияки из приказов, головы стрелецкие и атаманы казачьи, стрельцы и казаки, торговые и посадские и великих чинов всякие служилые и жилецкие люди, и из всех городов, всего Российского Царства выборные люди.

далее следуют своеручные подписи

А уложена и написана бысть сия Утвержденная Грамота за руками и за печатьми Великого Государя нашего Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея России Самодержца, в царствующем граде Москве, а первое лето царствования его, а от сотворения мира 7121-го.

Категория: Русские Цари | Добавил: Sergey_Glonass (2007-03-14)
Просмотров: 2524

Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт управляется системой uCoz