Вячеслав Капорин
С детства я был к музыке равнодушен. Как я сейчас думаю, из-за того,
что каким-то внутренним чутьем понимал, что практически вся музыка,
которую можно было услышать в те годы, была не русская, не родная. Для
многих людей тогда, в 70-е годы, рок-музыка показалась роднее и ближе,
чем песни «советских» композиторов. Тогда рок оказал на меня большое
влияние, я заслушивался «Deep Purple», Led Zeppelin», Jimmy Hendrix...
Я взял в руки гитару, и стал неумело подражать своим любимцам. Помогал
мне осваивать инструмент старший брат, а чуть позже под его
руководством я сам сделал электрогитару (сейчас про это дико
вспоминать, но тогда это явление было распространено). Второе
сильнейшее музыкальное впечатление я получил в 1980 г. Тогда, в связи с
Олимпиадой, вдруг стали появляться диковинные для советского человека
вещи – сигареты «Мальборо», настоящие джинсы, не из-под полы
фарцовщика, а в обычных магазинах. В это странное время я случайно
услышал по радио настоящие русские песнопения. Это был какой-то
неведомый хор мальчиков, который исполнял северные русские песни. Как
эта музыка разительно отличалась от плясовых произведений типа
«Калинки-малинки» и частушек, от балалаечных наигрышей – от всего того,
что мы и считали русской музыкой! Мои музыкальные впечатления, как у
человека, «зараженного» рок-музыкой, были такие – это как «Pink Floyd»,
но... круче! С тех пор я не слышал ничего подобного, пока не появился
уже в начале 90-х любимый ныне мною ансамбль «Сирин».
Взяв гитару в руки в 13 лет, и с тех пор практически из рук не
выпускал. Через год-другой появилась уверенность в том, что музыка –
это главное дело в моей жизни. Было много самодеятельных групп, начиная
со школьного ансамбля, где я исполнял «Deep Purple», «Rolling Stones»
вперемежку со своими песнями. Меня никогда не привлекало исполнение
чужих песен, и уже в 10-м классе программа моей группы была только из
моих песен.
В период моего знакомства с движением хиппи я играл с легендарным
андеграундным гитаристом Олегом Мочаловым. Он выступал один под
драмс-машинку, и поражал воображение слушателей тем, что на одной
электрогитаре создавал яркие звуковые ландшафты, плел завораживающие
орнаменты и кружева музыки. Совместная игра с Мочаловым научила меня
очень важному знанию – игра должна быть игрой. Наш гитарный дуэт был
живым разговором двух личностей. Мы владели неким музыкальным языком, и
могли свободно, играючи, на нем общаться. Название Бабушкины Сказки
впервые прозвучало на Загорянском рок-фестивале 1988 года и обозначало
тогда наш дуэт. В дальнейшем пути наши разошлись.
Затем была профессиональная работа. 1989-90 г. г. – работа в
группе «Високосный день», которая затем переименовалась в «Опиум».
вместе с Владимиром Варганом (экс-Високосное Лето), Николаем Ширяевым
(экс-Второе Дыхание, Арсенал). Затем короткое пребывание в рок-группе
"Кинематограф", которая тихо умерла в связи с тотальным нашествием
фанерно-электронной попсы.
В 1990 г. я крестился и пришел в Православную Церковь. На время я
оставил активное занятие музыкой. Я принимал участие в работе
православного книгоиздательства, затем работал зав. хозяйством
Патриаршего подворья в Новом Симонове, где был открыт первый в мире
православный храм для глухих.
В 1997 г. я оставил работу в патриаршем подворье – сколько волка
ни корми, он то в лес, то по дрова... Я «очнулся» от административной
работы и вспомнил, что я музыкант. Правда, гитару я не бросал, играл на
ней практически ежедневно все эти годы. Мой старинный приятель,
гитарист Лева Варданян, услышав о моих перипетиях, сказал: «Да, Слава,
от судьбы не уйдешь! А наша с тобой судьба – струнки щипать..» Мой
духовник благословил вновь заняться музыкой, однако не так просто было
во второй раз войти в ту же реку. Только в 2000 г. мои усилия
увенчались успехом - под старым знаменем Бабушкиных Сказок начинает
собираться новый отряд.
Активную концертную жизнь Бабушкины Сказки начали в октябре 2001
г., успешно дебютировав в клубах "Точка" и "Табула Раса" с программой
"Городские Сны".
Мое участие в Фестивале христианской песни «Поющий Ангел» (2001
г.) стало толчком к написанию новой концертной программы, состоящей
исключительно из христианских песен.
Постепенно эта программа заняла все мои силы и время. Клубная,
светская программа «заглохла», а православная расширялась. Мне пришлось
переучиваться, пересматривать подход к музыке, к игре, к пению –
акустическое исполнение, да еще одному, без группы, было мне внове, и
на первых порах приходилось нелегко. Правда, вскоре мое одиночество
закончилось – о. Сергий (Рыбко) познакомил меня со своим духовным
чадом, замечательным музыкантом и легендарным барабанщиком Юрием
Титовым, который в рамках нашего проекта играет на перкуссии, а также
меня нашел превосходный гитарист Олег Зарипов.
По счастью, мои песни допускают самый разный подход к их
исполнению, они могут прозвучать и в группе, и в «бардовском» варианте.
Поэтому иногда я выступаю один, (хотя это мне и менее интересно),
иногда, когда все могут ко мне присоединится – все вместе. Наша группа
называется – «Раръ», (по древнеславянски – звук, звон). В течение 2003
г. нами был записан наш 1-й альбом – «По ромашковому полю…»
В октябре 2002 г. по благословению Высокопреосвященнейшего
Арсения, митрополита Истринского, был создан православный музыкальный
клуб «Фавор». Я с первых дней основания клуба был его активным
участником, выступая практически на всех его мероприятиях.
За прошедшие годы было участие в православном лагере на 29-м Грушинском
фестивале, участие в культурной программе 3-го Миссионерского съезда
РПЦ, концерты в клубах православной песни, выступления на приходах, в
детских домах, православных гимназиях, концертах патриотической и
духовной песни – в концертном зале Союза Писателей России, культурных
программах в рамках Рождественских Чтений.
В мае 2003 г. я принимал участие в 1-м Александро-Невском
фестивале, посвященном 300-летию Санкт-Петербурга, на котором занял 1-е
место.
В июне 2003 г. я принял участие в организации первого в Москве
православного кафе-клуба «Ямское Поле». Основные направления работы
этого клуба – миссионерские, катехизационные и духовно-просветительские
программы, направленные на возрождение духовности и традиционной
русской культуры. В «Ямском Поле» я занимаюсь составлением музыкальной
программы клуба, основу которой составляют вечера
духовно-патриотической песни, русского романса и классической музыки.
Сам я также принимаю участие в концертной деятельности клуба. В июне
2003-го там был отпразднован мой 25-летний юбилей творческой
деятельности, который я отсчитываю от дня первого выхода с гитарой на
сцену, а в октябре – свой сорокалетний юбилей. На оба юбилея пожаловали
многие участники клуба «Фавор» – Стас Бартенев, Андрей Истоков, Татьяна
Хрящевская…
В июле 2003 г. же году меня пригласили выступить в культурной
программе молодежного лагеря паломников в Дивеево, во время
празднования 100-летия прославления преп. Серафима Саровского.
С лета 2003 г. я постоянный участник миссионерской работы со
служащими бригады Софринского спецназа, где проводятся еженедельные
встречи со священнослужителями, совмещенные с выступлениями
православных авторов-исполнителей.
В сентябре 2003 г. я со своей группой «Раръ» принимал участие в
музыкальном фестивале в г. Ярославль «Для чего я пришел в этот мир?».
Концерт вел иером. Сергий (Рыбко), участвовала группа «Если» (Стас
Бартенев).
Сейчас я и моя группа приступили к записи 2-го альбома, впереди также много выступлений.
Главное, что хотелось бы нам сделать – это внести свой скромный
вклад в возрождение России, ее культуры, духовности. Совсем недавно
пришло осознание, как можно это сделать. Надо просто стараться писать
песни, нужные людям.
Источник: http://www.realmusic.ru/kaporin |