» 2008»Январь»3 » Cв. прав. Иоанн Кронштадтский - молитвенник земли Русской
Cв. прав. Иоанн Кронштадтский - молитвенник земли Русской
2:01 AM
Cв. прав. Иоанн Кронштадтский († 20 дек. 1908) уже при жизни почитался православным народом как Всероссийский Пастырь, как "святой батюшка".
Будучи
еще студентом Петербургской духовной академии, Иван Сергиев видел, что
люди в столице, просвещенные ранее светом Христовым, забыли Бога и
сделались дикарями. И тогда в 1855 г. он выбрал священнический путь
среди городских неоязычников из христиан и понес людям слово любви и
свои святые молитвы.
Свой долг пастыря отец Иоанн видел в
духовно-нравственном врачевании погибающих людей. Он сурово обличал
неверие, богоборчество, сектанство, предвидя грядущие скорбные
испытания для России и русского народа. «Держись же, Россия, твердо
веры твоей, и Церкви, и Царя Православного, если хочешь быть
непоколеблемой людьми неверия, безначалия и не хочешь лишиться царства
и Царя Православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от
нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью святой, а
сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. И если не
будет покаяния у русского народа, – конец міра близок. Бог отнимет у
него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких,
самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами», –
пророчествовал о. Иоанн.
В годы так называемой "первой революции"
отец Иоанн стал для нее могучей духовной преградой. Он четко видел в
стане революционеров и наиболее активное ядро из представителей самого
антихристианского народа, не раз называя его своим именем. Но и о
русских либералах высказывался откровенно: «Христиане, которые не
веруют в Бога, которые с евреями действуют заодно, которым все равно,
какая вера: с евреями они евреи, с поляками они поляки, - те не
христиане, они только званые, и погибнут, если не раскаются»
(2.10.1908). ("Моя жизнь во Христе").
Всероссийский батюшка
активно поддержал простых русских людей, стихийно выступивших в смутные
годы "первой революции" на защиту православной государственности. Он
благословил создание Союза Русского Народа
и вступил в его ряды, призывая народ вести борьбу как христиане и
осуждая безсмысленное насилие, какими выглядели еврейские погромы.
Впрочем,
погромы часто провоцировались намеренно теми, кто хотел использовать их
в своих политических и революционных целях – и в этом о. Иоанн тоже
честно разобрался. Строго осудил русских участников Кишиневского погрома в 1903 г. :
Прочел я в одной из газет прискорбное известие о насилии христиан
кишиневских над евреями, побоях и убийствах, разгроме их домов и лавок,
и не мог надивиться этому из ряда вон выходящему событию. Помню, что
было подобное событие в 1881 году, на юге России, но в гораздо меньшей
силе и остроте, и было следствием пагубных увлечений и заблуждений. А
теперь, что породило это, потрясающее до глубины души, буйство
христианского русского народа, который, вообще, отличается простотой и
добротой? Сильно чувствуется воздействие извне злонамеренных людей,
подстрекнувших наш народ к такому небывалому погрому. Сердце царя,
пекущегося об общем благе и спокойствии народа и о правильном течении
жизни государства, особенно скорбит об этом ужасном кровавом
происшествии. И когда же оно свершилось? На Пасхальной неделе, когда
вся тварь разумная небесная и земная, ангелы и верные христиане ликуют
о воскресении Христа из мертвых, как начатке общего воскресения всего
рода человеческого. Какое недомыслие или непонимание величайшего
праздника христианского, какое тупоумие русских людей! Какое неверие!
Какое заблуждение! Вместо праздника христианского они устроили
скверноубийственный праздник сатане,- землю превратили как бы в ад.
Тому ли научились христиане от Христа, своего небесного Учителя,
кроткого и смиренного сердцем, Который "трости надломленной не
переломит и льна курящегося не угасит" (Мф.12,20), то есть сердца
сокрушенного и смиренного не уничижит и курящуюся верой и покаянием
душу не угасит, не допустит умереть,- пока она не довершит покаяния
своего? Русский народ, братья наши! Что вы делаете? Зачем вы сделались
варварами,- громилами и разбойниками людей живущих в одном с вами
отечестве, под сенью и властью одного русского царя и поставленных от
него правителей? Зачем допустили пагубное самоуправство и кровавую
разбойническую расправу с подобными вам людьми? Вы забыли свое
христианское звание и слова Христовы: "научитесь от Меня, ибо Я кроток
и смирен сердцем" (Мф.11,29). Послушайте, ка Он поучал учеников Своих
кротости и незлобию. Однажды Он, восхотев идти в Иерусалим, послал
вестников в селение Самарянское, чтобы приготовить для Его сердца
людей. Но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в
Иерусалим. Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь
ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия
сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете,
какого вы духа. Ибо Сын Человеческий пришел не губить души
человеческие, а спасать. И пошли в другое селение. Вот каково должно
быть поведение христианина, вот каков должен быть дух его. Каков же и
чей дух проявили кишиневцы над евреями? Дух диавола,- но кто не имеет
Духа Христова, кротости, смирения, терпения, повиновения власти, тот и
не Его (Рим.8,9), тот и не Христов, а раб диавола и наследует подобную
ему участь. Ученики Иаков и Иоанн из ревности к Господу и любви к Нему
хотели истребить Самарян огнем небесным, но Господь строго запретил им
это. О, как бы Он грозно запретил кишиневским громилам убивать
горожан-евреев и громить и истреблять их жилища! Познайте-ка, братья
русские, какого вы духа? Не обижайте никого и ни из-за чего. Любите
врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим
вас и молитесь за обижающих вас (Мф.5,44). Вот мое краткое Евангельское
слово, братья русские, по поводу кровавой расправы с евреями и с детьми
их, ни в чем не повинными. Аминь.
Позже он
опубликовал заявление: «Взываю къ христiанамъ кишиневскимъ: простите исключительно только къ вамъ обращенную мною укоризну
въ совершившихся безобразiяхъ. Теперь я убежденъ изъ писемъ очевидцевъ,
что нельзя обвинять однихъ христiанъ, вызванныхъ на безпорядки евреями,
и что въ погроме виноваты преимущественно сами евреи... Я достоверно убедился, что евреи сами были причиною того буйства, увечiй, которыя ознаменовали 6-е и 7-е числа апреля. Уверился я, что христiане въ конце-концовъ остались обиженными,
а евреи за понесенные убытки и увечья сугубо награжденными отъ своихъ и
чужихъ собратiй»(журнал ”Наблюдатель”, 1903г., №6, стр.48, 49).
Вся жизнь о. Иоанна – образец православного христианина, священника
Божия, который не покорился "бедным и немощным началам" материальным,
как и духу міра сего в образованных слоях, а жил в Боге и для Бога как
народный молитвенник и праведник, как монах в міру, в тяжкий период
обострения духовной брани столь дивно спасавший душу свою и тысяч людей
вокруг себя.
Страдальцы православные говорили себе: труден путь
нашего спасения... Но все же этот путь, и при нынешних условиях нашей
жизни, проходим. Жизнь дорогого батюшки Кронштадтского подтверждает
это: он не в затворе спасался; не удален был от міра, а жил, работал в
самом центре его, в обычных наших "мірских" условиях, подвергаясь
непрерывным нападкам врагов Православия... На это бежала
посмотреть толпа народная, со всей России бежала - алчущая правды,
плачущая о грехах. Она, видя немощи свои, хотела хоть чуточку духовно
обогреться около того, вся жизнь которого была "во Христе", который для
русского народа более полусотни самых тяжких предреволюционных лет,
когда враги Христовы пошли в наступление на Русь Святую, был своего
рода духовным "костром", к которому стремились перезябшие в греховной
суете люди.
По молитвам о. Иоанна совершались чудесные исцеления
тысяч людей. И к нему шли за благодатным врачеванием не только
православные, но и иноверцы, и магометане, и даже порою отчаявшиеся
иудеи.
Его святость видел и Государь Александр III.
Именно отца Иоанна Царь пригласил в Ливадию в октябре 1894 г.,
предчувствуя свою кончину. Отец Иоанн писал позже, что он «оставался в
Высочайшем присутствии до самой блаженной кончины Государя... Государь
Император выразил желание, чтобы я возложил мои руки на главу его, и
когда я держал, Его Величество сказал мне: "Вас любит народ". - "Да, -
сказал я, - Ваше Величество, Ваш народ любит меня". Тогда он изволил
сказать: "Да, потому что он знает, кто вы и что вы" (точные его слова)».
Отец
Иоанн скончался в 20 декабря 1908 г. и был погребен в основанном им
Ивановском монастыре, близ реки Карповки в Санкт-Петербурге.
Император Николай II
скорбел, что "угас великий светильник Церкви Христовой и молитвенник
земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник", и через 3 недели
после кончины о. Иоанна издал Высочайший Рескрипт, в котором выразил
пожелание ежегодно ознаменовывать день кончины отца Иоанна молитвенным
поминовением, положив этим основу для его причисления к лику святых.
Прославление его состоялось в Русской Православной Церкви за границей в 1964 г., в Московской Патриархии – в 1990 году.